1. Игровой картой является карта европейских регионов из игры Europa Universalis IV:
открыть карту. Провинциями являются восемнадцать регионов, выделенные цветами (дальнейшее дробление на более мелкие провинции следует игнорировать). В начале игры участники по очереди (определяемой жеребьёвкой) выбирают по одному региону в качестве своей стартовой провинции.
2. Регионы различаются по географическому положению. Из Иберии нельзя переместить армию сразу в Россию, потому что эти территории находятся слишком далеко друг от друга. Без порта можно переместиться только во Францию, а постройка порта даст возможность переместиться в Италию и Британию. Вот полная таблица возможных перемещений:
Цифры в скобках означают штраф, который получает атакующая армия, совершающая данное перемещение. Обратите внимание, что данный штраф не всегда идентичен в обе стороны. Так, армия, атакующая Рутению из Карпатии, не получит штрафа, а вот армия, атакующая Карпатию из Рутении, получит. Подробнее об этом - в разделе "Ход игры".
3. Регионы также различаются по находящимся на их территории ресурсам:
Цифра в таблице указывает на кол-во ресурсов в данном регионе — или, по-другому, начальный уровень производства. Если построить рыбацкую деревню в России, то в регионе каждый ход будет добываться 1 единица рыбы. А вот если построить такую деревню в Скандинавии (по той же цене), то будет производиться сразу 19 единиц рыбы. Уровень производства можно поднимать, однако, если в регионе совсем нет данного ресурса (в таблице стоит прочерк), то производственное здание для данного ресурса построить нельзя.
4. Ресурсы, добытые в своих регионах, игрок может тратить на развитие своего государства, а может продавать на мировой рынок, получая доход, зависящий от цены ресурса. Цена пересчитывается в начале каждого хода по формуле
Цена = спрос / предложение, однако не может быть меньше
1.00
Правила определения спроса и предложения индивидуальны для каждого ресурса и указаны в следующем пункте.
5. Данный пункт посвящён рассмотрению каждого ресурса в отдельности. Здесь указаны краткие описания роли ресурса в игре, формулы подсчёта спроса и предложения, а также способы потратить ресурс на развитие государства или региона, однако
не указаны способы потратить ресурсы на постройку и улучшение зданий и наём войск (это можно найти в разделе "Государство и регион"). В формулах определения спроса и предложения использованы следующие сокращения:
население - суммарное количество граждан и военных во всех регионах (считается, что в нейтральных провинциях проживает по 10000 граждан)
граждане - суммарное количество граждан во всех регионах
военные - суммарное количество военных во всех регионах
граждане [имя региона] - граждане, проживающие в указанном регионе
игроки - количество "живых" игроков в партии
добыча - суммарное кол-во данного ресурса, добытого в начале хода
д/[имя ресурса] - суммарное кол-во указанного ресурса, добытого в начале хода
и т.д.
Сукно в первую очередь используется для изготовления военной формы. Чем лучше форма - тем выше боевой дух.
спрос = население / 1000 + д/снасти
предложение = 10 + добыча
На что потратить:
наём войск
1 и
1 ⇒
+1 мощь армии
улучшение производства (снасти)
Рыба — один из продуктов питания.
спрос = граждане / 2000
предложение = 20 + добыча + д/зерно / 2
На что потратить:
содержание войск
10 ⇒
+1% рост населения в провинции
улучшение производства (рыба)
Меха