Совет третий: о том, как избавиться от денег, чтобы не корить потом себя.
Скоро нам денег дадут за Кубок Межсезонья. В сумме 32 команды набрали 468 очков, по 150 тысяч за очко, это выходит... 70 миллионов с лишним . Кому-то больше, кому-то меньше, но в среднем по 2 с лишним миллиона на команду выходит. Теперь главное этими деньгами распорядиться грамотно.
Вообще, деньги можно потратить на 4 вещи: аренду игроков, покупку игроков, постройку стадиона и развитие базы.
Аренда - на мой взгляд, дело довольно глупое, как я уже говорил. Слабый арендованный игрок мало что изменит, а сильный не окупит потраченных на аренду денег. А потом он уйдёт, а проблемы останутся. Но некоторые менеджеры, в отличие от меня, часто арендуют игроков, и эти игроки порой приносят им победы - так что, возможно, я и заблуждаюсь насчёт бессмысленности такой стратегии.
Покупка - ну, в принципе на одного неплохого игрока денег хватит. Только один игрок опять же погоды не сделает, сильно на ваш результат не повлияет (за исключением разве что капитана - если у вас в команде хорошего нет, можно попробовать себе присмотреть ветерана силой 45-49, который будет давать бонус до конца сезона, а там его и продать можно). Опять же, если вратарь в команде только один, обязательно надо купить второго. Хоть дешёвенького...
Стадион - дело хорошее, надёжное. Один раз вложился, а потом получай деньги и не тужи. Минуса два: во-первых, окупается он не очень быстро, а во-вторых, никак не помогает команде играть лучше.
Я ради интереса подсчитал, какая у меня в 3 командах суммарная прибыль от матчей (билеты минус содержание) набралась с начала сезона и до сих пор:
Хэппи Вэлли (стадион 10000) - прибыль 1062717.
Сантос (стадион 19000, расширение стоило 1800000) - прибыль 2166686 (на 1103969 больше, чем у ХВ).
Саннат (стадион 29000, расширение стоило 4800000) - прибыль 3937164 (на 2874447 больше, чем у ХВ).
Так что, по идее, расширение стадиона окупается меньше, чем за сезон (если сейчас построить - наверное только к концу Чемпионата страны прибыль возместит эти расходы) - но это, на самом деле, сильно зависит от того, как команда выступает. Если постоянно проигрывает, и поэтому болельщики на матчи не ходят, стадион будет окупаться гораздо медленнее. То есть может случиться так, что целый сезон у вас будет меньше денег, чем если бы вы этот стадион не строили! Но рано или поздно он окупится точно и начнёт приносить прибыль. А прибыль можно будет вложить или в дальнейшее расширение стадиона, или в развитие базы. Или, если денег много станет, действительно игроков купить. А ещё на большом стадионе можно Коммерческий Турнир организовать - с хорошими призами участникам и с хорошей прибылью организатору. Наконец, если этот стадион - один из 3 самых больших в стране, там несколько матчей сборная сыграет, а от этого тоже дополнительный доход. Подытоживая: для того, чтобы успешно развивать команду, нужны деньги. Стадион деньги даст. Чем больше стадион, тем легче потом развивать команду - вот только развивать её придётся когда-нибудь потом, а побед-то хочется сейчас...
Развитие базы. Может быть, дело и не столь коммерчески выгодное, как расширение стадиона, но зато интересное, а самое главное - усиливающее и развивающее команду прямо сейчас.
Сразу напомню, что в конце сезона, после Коммерческих Турниров, за базу приходится платить ежегодную плату - но она не так уж велика. За полностью застроенную базу 2 уровня возьмут 500к, 3 уровня - 1100к, и даже 4 уровень обойдётся не так уж дорого - 1900к ("не так уж дорого" - это по сравнению с тем, сколько вы вложили в её строительство. Если нашли денег на строительство, как нибудь и плату за содержание выплатите).
Что строить на базе? Есть 4 здания. Точнее, 5 - но скаут-центр не работает, поэтому строить его бессмысленно. Да даже если когда-нибудь и заработает - на мой взгляд, это слишком большая роскошь для команд типа наших. Есть гораздо более полезные строения.
(МЦ) - медцентр. Без него у всех игроков в начале любого турнира усталость взлетает к 50% - а это значит, что игроки играют ровно в половину своей силы. При МЦ 1 уровня стартовая усталость равна 40% (на 10% меньше), последующие уровни уменьшают её только на 5% каждый. Уже это должно наводить на мысль о том, что первый уровень очень эффективен и должен быть на любой базе, ну а дальше - по вкусу.
Достоинство МЦ: чем выше уровень вашего МЦ по сравнению с соперником в начале турнира, тем большее преимущество вы имеете. И будете сохранять его несколько первых матчей.
Недостаток: матчей через 6-8 после начала все грамотные менеджеры избавятся от усталости (чередованием составов), и МЦ станут бесполезны (не считая тех случаев, когда игроки получают травмы).
На мой взгляд, МЦ мало влияет на выступление команды в КМ (там больше важна концовка турнира), не сильно важен для КТ (он хоть и короткий, но его как раз надо выбирать с учётом уровня МЦ, не обязательно в крутой КТ лезть), но довольно важен для Чемпионата страны, где каждое набранное очко может повлиять на итоговое место, неважно, когда это очко завоёвано.
(ЦФ) - центр физподготовки. Напарник МЦ. Влияет на то, как сильно уменьшается усталость, когда игрок пропускает матч. Каждый из первых 2 уровней даёт дополнительный 1%, а вот дальше дело идёт медленнее - для получения эффекта в 1% нужно строить уже по 2 уровня ЦФ, так как этот эффект дают только чётные уровни. Нечётные уровни, правда, дают другой эффект - можно изменять физу команды (синусоиды), но это палка о 2 концах - да, можно изменить перед принципиальным матчем физу с -25% на +25% и выиграть матч, но после этого физа снова пойдёт вниз, и вполне может случиться так, что к другому принципиальному матчу она станет -25%, хотя без изменения была бы +25%. Вообщем, это такая интересная игрушка, потенциально очень эффектная, но я пока не придумал, как её правильно использовать.
Достоинство ЦФ: игроки быстрее восстанавливают усталость, пропуская матч.
Недостаток: всё же матчи чаще пропускают дублёры, чем игроки основы, а значит, ЦФ по настоящему работает только где-то в трети матчей.
На мой взгляд, ЦФ, как и МЦ, довольно бесполезен в КТ и КМ, но может принести несколько лишних очков в турнире, позволив основе пропустить на 1-2 матча меньше.
(СШ) - спортшкола. Выпускает слабеньких (сила 20-40) молодых (возраст 16-19) игроков. В силу своей слабости, эти игроки, скорее всего, не попадут сразу в основу вашей команды (а некоторые не попадут в неё вообще никогда), но зато, в силу своей молодости, в конце сезона получат 2-7 балла силы - и в следующем сезоне, возможно, всё же попадут в основу. Не забывайте, ветераны будут слабеть (а то и уходить на пенсию), им нужно готовить смену! Кроме того, молодёжь, если она не нужна, можно попросту продать - один игрок 17/30, например, стоит почти 2 миллиона...
Достоинство СШ: задел на будущее, дешёвый (по сравнению с трансферным рынком) источник игроков, может использоваться как источник денег, помогает федерации Гонконга - чем больше игроков с нашим гражданством, тем больше выбор для сборной.
Недостаток: эффект от молодёжи сказывается только через сезон-два. Кроме того, СШ срабатывает только 1 раз за сезон, а остальное время только занимает место на базе. Также, из-за обилия СШ, цены на молодых игроков стали падать.
На мой взгляд, 1 уровень СШ обязателен. Всего 100к затрачено, и у вас игрок типа 18/25, стоящий на рынке около миллиона. Но я бы рекомендовал развить СШ до 3 уровня (приходят 2 игрока), а лучше 5 уровня (приходят 3 игрока). 2 и 4 уровень не так эффективны. После прихода молодёжи 1-2 уровня СШ, в принципе, можно снести, и построить на их месте что-то другое - а в следующем сезоне отстроить СШ заново.
(ТЦ) - тренировочный центр. Моё любимое строение (которое я почему-то даже не начал строить в Хэппи Вэлли). Позволяет тратить большие деньги, добавляя игрокам баллы силы, спецвозможности и совмещения, тем самым мгновенно усилия команду! Зачем нужны баллы силы - очевидно. Чем команда сильнее, тем больше шансов на победу. Спецвозможности, по-моему, важны даже больше - они и усиливают команду, и повышают вероятность получения баллов силы после матча (во встрече равных по грубой силе команд, скорее всего, победит та, у которой больше спецух - а значит именно её наградят ьбаллами силы). А совмешения позволяют использовать игроков более гибко, на тех позициях, где они нужен сейчас (LF плохо играет при спартаковском стиле, а LF/CF можно было бы переместить в центр), и получать дополнительные бонусы на таких позициях как DM (CD/CM).
Достоинства ТЦ: делает игроков более сильными и эффективными.
Недостаток: пока игрок на тренировке, он играет на 10% слабее. Чем выше уровень ТЦ, тем тренировка дороже (чтобы использовать все доступные тренировки ТЦ 3 уровня, надо отдать дополнительно полтора миллиона), ТЦ4 - 3 милиона!
На мой взгляд, ТЦ - потенциально самое полезное здание на базе. Но 1 и 2 уровни ТЦ очень мало полезны, так как в них игроки тренируются очень медлено, а всё это время играют слабо. Если уж строить ТЦ, то хотя бы 3 уровня. Но сначала прикиньте, сможете ли позволить себе оплатитть тренировки! Будет очень глупо потратить деньги на строительство ТЦ, а потом не пользоваться им! |